Меню навигации

Факторы роста цен, их влияние на доход и реальное потребление граждан

Для того чтобы определить, что такое цена необходимо дать определение то­вару, т.к. под словом цена мы понимаем цену товара.

1.1) Товар –

это всё то (изделия, услуги, рабочие места, идеи и др.), что удовлетворяет потребность или нужду и предлагается для продажи.

Чтобы успешно продать товар, нужно тем или иным способом заинтересо­вать потенциального покупателя и пробудить его купить данный товар. Для возникновения желания приобрести какой-либо товар необходимо, чтобы по­следний (продавец) мог удовлетворить ту или иную человеческую потреб­ность (или способность её удовлетворять). Потребность, обеспеченная поку­пательской способностью, даёт покупателю возможность приобрести тот или иной товар у продавца.

Как было замечено выше, с точки зрения производителя (продавца), цена определяется затратами, необходимыми для производства данного то­вара. При таком подходе производительный труд оказывается лишённым конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным» трудом. Общественно полезные затраты труда на производство товара образуют его стоимость.

Согласно этой теории цена (цена товара) – есть денежное выра­жение его стоимости.

С точки зрения потребителя цена товара есть сумма денег, которую он согласен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Эта концеп­ция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно нужда в этом товаре, потребность в нём, запросы, целесообразность обмена и совершение сделок. Чем выше потребительские достоинства товара, тем большую цену готов за­платить покупатель.

1.2) Цена

(или цена товара) – денежное выражение стоимости товара;

2.3) Цена

– это сумма денег, которую потребитель согласен уплатить про­давцу в конкретных рыночных условиях.

Таким образом, сопоставление этих двух концепций цены (п. 1.2 и п.2.3) по существу сводится к вопросу, что считать первичным – предложение (стоимость) или спрос (полезность)?

Современная экономическая теория стремиться согласовать оба под-

хода, исходя из того, что цена отражает как стоимость, так и полезность то­вара. В самом деле, объективный процесс формирования затрат требует ком­пенсации всех расходов

, необходимых для производства и реализации то­вара. В условиях рыночных отношений такая компенсация может быть осу­ществлена только за счёт денежных доходов, полученных в результате про­дажи товара, то есть субъективного процесса.

Если эта компенсация оказывается недостаточной, то производители ра­зоряются и уходят с рынка. Их место занимают те производители, которые производят этот же товар с меньшими затратами и могут предложить его по более низкой цене, либо те производители, которые производят новые то­вары или же придают традиционным товарам новые свойства, что побуждает покупателей платить за них соответствующую цену.

Все эти взаимоотношения, являются рыночными, тогда дадим опреде­ление, что, мы понимаем под рынком:

1.4) Рынок –

это устойчивых, постоянно воспроизводимых и повторяющихся связей различного типа (производственных, торговых, технологических и других) между его членами, реализованных в виде механизмов стоимости, ценообразования, товарно-денежных отношений, спроса, предложения и дру­гих элементов сферы обращения товаров.

Итак, цена или цена товара –

это рыночное понятие, объединяющее в себе оба выше упомянутых определения и в современных условиях завися­щее от состояния рынка. То есть

1.5) Цена –

это денежное выражение стоимости товара (стоимость затрат) плюс надбавка (сумма денег), которую потребитель согласен уплатить про­давцу в конкретных рыночных условиях.