Меню навигации

Российская экономика переходного периода

Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской рыночной модели экономики.

Объектом исследования послужили учебные, теоретические материалы и источники, правительственные документы и программы по формированию российской модели рыночной экономики.

Целью исследования является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1990 - 2015 гг.

Степень научной разработанности проблемы.

Несмотря на наличие значительного количества теоретического материала включающего в себя изучение категорий и законов микроэкономики с учетом тех специфических форм, которые возникают на этапе трансформации плановой экономики в рыночную, за последние десятилетия проблема перехода к рыночной модели экономики остаётся актуальной.

В книге «Теория переходной экономики» под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко речь идет о той переходной экономике, которая существует сегодня в постсоциалистических стра­нах, и прежде всего в России. По убеждению большинства экономистов и политиков, мы нахо­димся сегодня в некоем переходном состоянии, в движении от центра­лизованного хозяйства к рыночной экономике. До развитой рыночной системы еще предстоит пройти долгий путь, и мы прошли пока лишь небольшую его часть.

Книга «Теория переходной экономики» под ред. канд. экон. наук Е.В. Красниковой посвящена изложению макроэкономических проблем переходной экономики. Рассматриваются вопросы этапов реформиро­вания плановой экономики, становления новых форм собственности и преобразования социальной структуры общества; дается структурный анализ макроэкономических пока­зателей, исследуются различные модели макроэкономической стабилизации, раскрыва­ются причины экономического кризиса; рассматриваются факторы, способные обеспе­чить опережающее развитие российской экономики.

Современная российская экономика, по опре­делению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. На­верное, точнее было бы сказать, что это эконо­мика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на прин­ципах самоокупаемости всех субъектов. Значительная про­тяженность территории, ее недостаточная хозяй­ственная освоенность за пределами европейской части страны, расположенность основных природ­ных ресурсов в удаленных необжитых районах обусловили довольно высокие издержки их освое­ния. Тот факт, что основные земельные ресурсы России расположены в зонах континентального климата, в относительно высоких широтах делает наше сельское хозяйство менее продуктивным, чем в других крупных сель­скохозяйственных центрах мира. Это также требует боль­ших государственных дотаций, чем, скажем, в США или в Западной Европе.

Наконец, почти полностью самодостаточную обрабатывающую промышленность, ориентиро­ванную в первую очередь на расширение произ­водства средств производства и вооружений, мож­но было создать лишь путем постоянного перерас­пределения ресурсов в пользу весьма энерго- и материалоемких отраслей тяжелой и военной про­мышленности, что также снижало общую эффек­тивность экономики.

В настоящее время Центр России остается донором по отношению ко многим регионам РФ (из 89 субъектов Федерации положительное сальдо межрегионального движе­ния ресурсов имеют лишь 15).

Единый народнохозяйственный комплекс Со­ветского Союза в таких условиях мог сложиться лишь благодаря широкому межрегиональному перераспределению экономических ресурсов при максимально высоком уровне политической и экономической централизации.

Следует отме­тить, что при плане нет рынка в смысле экономического пространства. Мы раз­деляем мнение тех экономистов, которые счита­ют, что советской экономике была присуща спе­цифическая форма рынка с особыми условиями реализации продукта. Общесоюзный националь­ный рынок существовал. Однако продукт на этом рынке реализовывался по преимуществу не как товар, подлежащий купле-продаже, а в процессе централизованного распределения. Вероятно, бу­дет точнее говорить о едином советском нацио­нальном экономическом пространстве, а не о еди­ном советском национальном рынке. Тем не ме­нее накануне реформ такой рынок был, а условия его функционирования диктовались властями и отражали централизованные плановые цели. Ре­ализация продукции имела рыночный характер лишь при смене форм собственности на продукт государственной на личную или колхозно-коопе­ративную, национальной на иностранную.

Эффективная реализация экономической политики в России в условиях проводимых реформ определяется рядом обстоя­тельств. Назовем лишь некоторые из них:

полная открытость национальных рынков для иностранных воздействий;

потеря рычагов управления отраслями;

разрушение национального научного и про­мышленного потенциала.

Кардинальные преобразова­ния отраслевой структуры российского производ­ства начались в 1991-1992 годах. Россия перешла от «структурной спячки» конца 80-х годов в состояние «структурной лом­ки» в 1991-1992 гг. и медленно вернулась в исход­ное положение. К 1997 г. наметилась слишком яв­ная структурная стабилизация, которая очень на­поминает очередной структурный застой.

Это означает, что эко­номисты-аналитики и управленцы начинают иметь дело все-таки с более или менее стационар­ной системой. Это позволит реанимировать тради­ционный аппарат экономической науки и актуали­зировать весь арсенал отработанных в мировой практике методов государственного регулирова­ния рыночной экономики.