Меню навигации

Соввременное состояние СЭЗ в России

Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути,вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

Если в самом начале ( еще на этапе существования СССР) замысел создания зон

использовался руководством союзных республик в качестве инструмента

политического противодействия союзному центру , а в преддверии выборов

российского президента раздача " зональных полномочий " была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям . И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.

В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор

действовало весьма непоследовательно. Оно то , поддаваясь давлению регионов ,

щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными

интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов,

фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных

преференций . Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее , т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма

реализации . В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ -

стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

Вместе с тем , исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы

способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области

стабилизации и подъема экономики , возрождения регионов, укрепления федерализма , развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ , а у правительства - четкой концепции о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.

Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным

законом , а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без

базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о

зонах правовых решений (будь то президентские указы , постановления правительства или даже парламентские акты ) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности , установленных специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты , принятые по вопросу о СЭЗ , открыв таким образом новый специальный раздел в федеральном законодательстве - раздел о СЭЗ , а также внести в другие специальные разделы законодательства ( налоговый , таможенный , валютный , банковский и т.д .) те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным .

Таким образом , принятие базового федерального закона о свободных зонах,

учитывающего интересы развития как Федерации в целом , так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.