Меню навигации

Проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию.

В сфере бюджетной политики направления действий государства закрепляются законом о бюджете очередного года путем фиксации доходов и расходов в рамках функциональной бюджетной классификации (далее ФБК). Ее расходные показатели утверждаются статьей 124 проекта закона по “разделам и подразделам” ФБК с отсылкой к Приложению 11 к закону о бюджете, а также по “целевым статьям и видам расходов” с отсылкой к приложению 12. В то же время доходы лишь учитываются проектом закона “по основным источникам” в статье 24 без явной привязки их к Бюджетной классификации. В результате доходы представлены в законе о бюджете не в том формате, как расходы, и не в той системе, в какой они будут учитываться в ходе исполнения бюджета. Это создает почву для всевозможных неясностей, различных толкований, несопоставимости данных и других нестыковок, затрудняющих возможность контроля за исполнением закона о бюджете.

Между тем нормы действующего бюджетного законодательства разрешают Правительству относительно свободно расходовать остатки бюджетных средств, образующиеся на начало года. Это связано с нечеткостью норм Бюджетного кодекса, в котором отсутствуют описания структуры бюджета года и структуры законов о бюджете года. В тексте самого закона о годовом бюджете (ст. 2) Правительству предоставляется дополнительная степень свободы в расходовании этого остатка без утверждения и даже без уведомления законодателей. В результате полезность отчетов об исполнении бюджета, если бы они и существовали, резко обесценивается, приобретает чисто информационный, а не контрольный характер. Кроме того, как отмечалось, подобной свободой Правительство пользуется и при расходовании сверхплановых доходов. Все это позволяет говорить об отсутствии в России должного законодательного контроля за исполнением бюджета.

Современное состояние межбюджетных отношений также тре­бует серьезного реформирования. Практика трансфертов из феде­рального бюджета в бюджета субъектов Российской Федерации не только не привела к выравниванию уровней социально-эконо­мического развития регионов, но и усугубила их различия. Зави­симость регионов от помощи федерального бюджета нарастает.

В таких условиях необходимы коренные изменения трансферт­ной политики, направленные на повышение финансовой само­деятельности и ответственности регионов, поощрение их собст­венных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании Доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, Ускорении социально-экономических реформ.

Предлагается повысить финансовую самостоятельность бюдже­тов субъектов Российской Федерации. Должна возрасти роль и ответственность региональных бюджетов по финансированию ком­плекса расходов, связанных с профессионально-техническим обучением; проведением землеустроительных и природоохранных работ и мероприятий с одновременным отстранением федераль­ного бюджета от финансирования не свойственных ему функций.

При этом безусловным должен быть принцип возмещения субъектам Российской Федерации расходов и выпадающих доходов вызываемых принятием решений на федеральном уровне.

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет. Очевидна необходимость стимулирования в этом вопросе и регионов-доноров.

Следует исключить практику многоканального финансирова­ния одних и тех же бюджетных потребностей субъекта Российской Федерации. Вся поддержка по текущим бюджетным расходам должна осуществляться только через федеральный фонд финан­совой поддержки регионов по единой методике. В федеральном бюджете следует предусматривать капитальные субвенции, опре­деляемые по единой формуле, направляемые на развитие инфра­структуры субъектов Российской Федерации.

Для повышения заинтересованности регионов в наращивании налогооблагаемой базы и создания условий среднесрочного бюд­жетного прогнозирования на региональном уровне требуется обес­печить стабильность устанавливаемых в рамках межбюджетных отношений нормативов отчислений от Фонда финансовой под­держки регионов. Их следует закрепить как минимум на три года с фиксацией на тот же период удельного веса фонда финансовой поддержки регионов в доходной части федерального бюджета.

Перейти на страницу: 1 2 3 4