Меню навигации

Шпаргалка по макроэкономике (2004г.)

Совокупный спрос – это модель, которая представляет собой график в виде кривой, иллюстрирующей изменение суммарного реального уровня покупок, запланированного всеми потребителями в зависимости от изменения уровня цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем больше совокупного объема товаров готовы приобрести.

Кривая совокупного спроса показывает, какой объем ВНП готовы приобрести при данном уровне цен. Вдоль кривой совокупного спроса денежная масса постоянна, ее изменение вызовет сдвиг кривой совокупного спроса.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги

2) спрос на инвестиционные товары

3) спрос на товары и услуги со стороны государства

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев

14. Факторы, определяющие совокупный спрос. Характер зависимости между совокупным спросом и уровнем цен.

Существует две группы факторов, сдвигающих кривую совокупного спроса.

Монетаристские факторы, связанные с изменениями денежной массы

Неценовые факторы.

Изменение потребительских расходов населения.

Изменение благосостояния населения (к примеру, крах финансовых пирамид в России) в ту или иную сторону приводит к сдвигу кривой совокупного спроса.

Ожидания потребителя оказывают существенное воздействие на объем потребительских расходов и, следовательно, на объем продаж.

Изменения в налоговом законодательстве оказывают влияние на потребительские расходы и кривую совокупного спроса. К примеру, в 1997 году в Японии было самое большое снижение ВНП за последние 23 года, вызванное увеличением потребительского налога с 3% до 5%. Только благодаря своевременным действиям правительства удалось избежать экономического кризиса.

Изменение инвестиционных расходов.

Изменение кредитных ставок – платы за кредит – изменит инвестиционные планы частного бизнеса. Так как процент кредитной ставки в руках Центробанка, то он, меняя ставку, влияет на инвестиционный процесс.

Ожидания инвесторов, которые могут изменяться под влиянием как экономических, так и политических факторов.

Налоги с предприятия.

Государственные расходы. Их влияние на кривую совокупного спроса проявляется очень быстро.

Чистый экспорт.

Изменение валютных курсов. При угрозе импортируемой инфляции принятие решения о ревальвации снижает чистый экспорт.

Экономический кризис в странах – постоянных торговых партнерах сокращает их закупки, что отрицательно сказывается на чистом экспорте и совокупном спросе. Торговый дефицит в США в 1992 году вызван снижением чистого экспорта, связанного со снижением деловой активности и начала экономического спада в Японии.

С понижением уровня цен объем национального производства, который будет реали­зован, увеличится, и наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта найдет своих покупателей.

15. Понятие совокупного предложения (AS). Факторы, определяющие совокупное предложение.

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике. Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен.

Неценовыми факторами сов. предложения являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS.

16. Классическая и кейнсианская модели совокупного предложения.

Совокупное предложение – это модель, представленная на графике в виде кривой, иллюстрирующей изменение суммарного реального объема производства всех товаров и услуг в зависимости от изменения уровня цен.

Участок 1 является отражением кейнсианских взглядов на совокупное предложение, участок 2 – монетаристских. ВНП’ – максимально возможный уровень производства при полной занятости.

Рассмотрим кейнсианский участок кривой. Экономика находится в состоянии кризиса, выпуск намного меньше возможного. В таком случае рост ВНП из a в b не приводит к росту цен, и наоборот, уменьшение ВНП не приведет к падению общего уровня цен.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9