Меню навигации

Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?

В современной экономической науке вопросам изучения конкурентоспособности национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое внимание. В многочисленных научных трудах предпринимаются попытки "разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить ключевые из них, и уже на этой основе - количественно оценить уровень конкурентоспособности той или иной продукции (или производителя) . При всей безусловной полезности подобных исследований нужно признать, что они во многом пока представляют сугубо академический интерес. pompa ciep?a daikin tematy na elektroda, pompa ciep?a daikin niska cena na allegro pl

Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение в пользу продукции того или иного производителя чаще всего (осознанно или неосознанно) оперирует в терминах таких основных категорий, как "цена - качество" (или, что реже - стоимость единицы потребительской характеристики). На практике же категория конкурентоспособности продукции далеко не исчерпывается соотношением двух указанных параметров; она гораздо многогранней.

В своих ценовых "нишах" начинает "работать" еще одна группа важных для потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успех реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые из них - стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность, сложившийся имидж производителя и целый ряд других факторов, часто не поддающихся формализации и количественной оценке.

Именно в силу этих обстоятельств не бывает конкурентоспособности "абсолютной", последняя всегда конкретна и относительна. По мнению отдельных специалистов, российской экономике по целому ряду аспектов уготована участь аутсайдера, иными словами - роль "ограниченно" (или "относительно") конкурентоспособной. Причем дело не столько в неразвитости рыночных отношений в России, сколько в чисто географических и климатических особенностях страны. Отечественная экономика в силу объективных причин более энергоемка и транспортозатратна - с учетом климата, обширных, разреженных и неосвоенных пространств. С этим мнением можно спорить, однако сильное влияние указанных факторов на перспективы долгосрочного развития и конкурентоспособность экономики - не вызывает сомнения.

В подтверждение этого вывода можно задаться вопросом - конкурентоспособна ли, например, продукция американской автомобильной промышленности (в общем и в частностях), при том, что мир почему-то не наблюдает активной экспансии этой техники на рынках европейских, или азиатских стран. Применительно к американской (точнее - транснациональной) автомобильной промышленности этот вопрос выглядит по меньшей мере риторическим.

Если же задаться аналогичным вопросом применительно к продукции российской автомобильной промышленности, то ответ на него, казалось бы, также очевиден, с точностью наоборот: если бы не импортные заградительные барьеры (которые активно лоббирует отечественный автопром), то отечественные автомобильные заводы ждал бы неминуемый крах, а внутренний рынок был бы наводнен иностранной техникой.

В действительности все гораздо сложнее. Может показаться парадоксальным, но в определенных сегментах рынка продукция российского автопрома сегодня вполне конкурентоспособна, или точнее сказать - "относительно конкурентоспособна", и имеет не только определенный потенциал выживания на рынке, но и повышения качественного уровня. Взять, например, такую рыночную нишу, прочно занятую отечественными производителями, как малотоннажная грузовая техника. С началом реформ в 90-е годы Россия быстро решила для себя проблему производства указанных автомобилей (которую, кстати страна на протяжении многих лет не могла решить даже в рамках прежней планово-административной системы хозяйствования ) и полностью обеспечила ими российских потребителей - нарождающийся малый бизнес, индивидуальных предпринимателей и др.

При этом ценовой отрыв "Газелей", "Соболей" и "Баргузинов" ($5-7 тыс.) от зарубежной техники ведущих мировых производителей автомобилей сегодня настолько велик, что даже несмотря на их низкий технический уровень, в этом сегменте рынка российские изделия не сталкиваются с жесткой конкуренции со стороны импорта аналогичных новых изделий. Или, взять, скажем, легковые автомобили ИЖ-"Ода" ("с оцинковкой"), которым сегодня среди продукции иностранных производителей в своей ценовой нише равных практически нет (менее $3 тыс.).

Наиболее жесткую конкуренцию в этих сегментах рынка сегодня формирует не новая, а преимущественно подержанная техника зарубежного производства (грузовые и легковые автомобили, автобусы, авиационная техника и др.). Что же касается нынешнего уровня тарифных барьеров, применяемых к импортируемой грузовой технике указанного класса (сегодня по новым и подержанным машинам, например, класса "Бычок" - 10%; "Газели" и "Соболя" - 15%), то он не настолько велик, чтобы полностью нивелировать ценовые конкурентные преимущества российской техники. Иными словами, даже в условиях полного устранения тарифной защиты отечественная техника в силу своей дешевизны по-прежнему будет активно раскупаться российскими потребителями (к тому же следует принять во внимание их "неплохую" ремонтопригодность агрегатов и низкую стоимость обслуживания).

Перейти на страницу: 1 2