Важность планирования не следует недооценивать. Трезвый взгляд на
создающееся предприятие или на уже созданное поможет выявить его слабые и
сильные стороны; точно определить, что требуется; не упустить чего-либо из виду;
оценить открывающиеся перспективы и приступить к выработке плана конкретных
действий, направленных на достижение поставленной цели; заранее предвидеть
возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до
причин, затруднений, а, значит, найти пути их устранения.
Если затеваемое дело находится на грани банкротства, план объяснит, почему
дешевле отказаться от сомнительной затеи, чем на собственном опыте учиться тому,
чему план научил бы в течение нескольких часов сосредоточенной работы по его
составлению. Тщательно составленный бизнес-план может быть быстро
переработан в бизнес-предложение или финансовую заявку, которая наверняка
удовлетворит кредиторов.
Организация составления бизнес-плана может быть представлена схемой
(рис.1.).
1. Принятие решения о создании собственного дела или реализации нового
коммерческого проекта.
2. Анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию
задуманного проекта.
3. Выбор изделия или услуги, производство (оказание) которого (ой) будет являться
целью проекта.
4. Исследование возможного рынка сбыта.
5. Составление прогноза объемов сбыта (для первого года – помесячно, для второго
- поквартально).
6. Выбор места для осуществления коммерческой и/или производственной
деятельности.
7. Разработка плана производства.
8. Разработка плана маркетинга.
9. Разработка организационного плана.
10. Разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности.
11. Решение вопросов организации бухгалтерского учета.
12. Решение вопросов страхования.
13. Разработка финансового плана.
14. Написание резюме к бизнес-плану.
При составлении бизнес-плана вместо схемы можно использовать макет
бизнес-плана.
МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА:
1. Резюме: краткое содержание бизнес-плана.
2. Возможности фирмы.
3. Местоположение.
4. Виды товаров (услуг).
5. Рынки сбыта товаров (услуг).
6. Конкуренция на рынках сбыта.
7. План маркетинга.
8. План производства.
9. Организационный план.
10. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
11. Оценка риска и страхование.
12. Финансовый план.
13. Стратегия финансирования.
Деловой план должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне.
Вместе с тем он должен быть предельно скромным в оформлении. На титульном
листе размещают название плана, подтверждение о конфиденциальности
содержащейся информации, проставляют номер и напоминание о том, чтобы
инвестор вернул экземпляр, если его не заинтересовало это дело. Общий объем
документа 50-60 страниц. При составлении плана следует широко пользоваться
статистической информацией, всякий раз подтверждая ее ссылкой на
первоисточник, известных экспертов. Все предложения в плане должны быть четко
обозначены. При необходимости в нем используют фотографии, таблицы и рисунки.
Чтобы инвестору, потенциальному партнеру легко было найти интересующий его
раздел, план должен иметь оглавление, а каждый раздел – свой шмуцтитул.
При переводе делового плана на иностранный язык нужно использовать
термины и пояснения, к которым привык западный бизнесмен и финансист.