Меню навигации

Что такое инфляция.

Традиционное определение инфляции (лат. inflatio - вздутие) - переполнение каналов обращения деньгами сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денег и рост цен на товары и услуги.

Однако это определение инфляции нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте цен, не может быть сведена к чисто денежному феномену. Это сложное экономическое явление, порождаемое диспропорциями производства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.

Инфляция

- это подъем общего уровня цен в стране, который возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в сторону спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупными спросом и предложением. Независимо от состояния экономики цены могут возрастать вследствие изменений в производительности труда, циклических или сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе производства, монополизации рынка, государственного вмешательства, введения новых ставок налогов, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен может быть вызван различными причинами. Но не всякий рост цен есть инфляция, и среди возможных причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.

Какие причины можно отнести к по-настоящему инфляционным причинам роста цен?

Во-первых, это несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците бюджета, также сюда можно отнести оборонные инвестиции.

Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить в результате роста величины совокупного спроса, особенно в условиях, близких к полной занятости.

В-третьих, повышение производственных издержек почти всегда приводит к росту цен. В частности, повышение цен на сырье и энергию, а также повышение номинальной зарплаты непременно приводят к сокращению производства, а при неизменном спросе – к инфляции.

В-четвертых, некоторые современные экономические школы связывают общее повышение уровня цен с изменением структуры рынка в XX веке. Рыночные условия все меньше напоминает совершенную конкуренцию. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок, а олигополист обладает некоторой властью над ценой. И если даже олигополии не сами начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее продолжении и усилении.

В-пятых, при открытии границ, как это произошло с СССР, появляется опасность импортируемой инфляции. При фиксированном курсе валюты экономика страны постоянно испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары.