Меню навигации

Реформы 20-60 гг.

старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, кооперативных и общественных предпри­ятий, организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старых денег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежа­ла и оставалась в обращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценка вкладов и текущих счетов населения на день вы­пуска новых денег по такому принципу: вклады в размере до 3 тыс. р. ос­тавались без изменения в номинальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам, превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.; следующая сумма, не превышающая 10 тыс. р., определялась из расчета за 3 р. старых денег— 2 р. новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс. р., была переоценена в соотношении 2 р. старых денег на 1 р. новых. Переоценивались и денеж­ные средства, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооператив­ных предприятий и организаций, колхозов. Их средства определялись из расчета: за 5 р. старых денег — 4р. новых.

Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 г. Во-первых, она отменила параллельное существование двух сис­тем цен: твердых, гарантированных государством и реализуемых по кар­точкам, и рыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения.

Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацеле­на на защиту экономических интересов низко-доходной части населения, нанося одновременно удар по спекулянтам и «теневой экономике». Отме­тим и такую любопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказались держатели вкладов в государственные сберегатель­ные кассы, надолго заложило привычку у основной массы населения хра­нить свои денежные накопления в сберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источник инвестиционной активности государства.

Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товар­но-денежную сбалансированность и в целом обеспечить стабиль­ность цен. Периодом внедрения различных хозяйственных нововведений, в содержании которых нарастала рыночная ориентация, ста­ли 50 - 60-е гг. Выделим в их проведении несколько этапов и ха­рактерных черт.

Начальная попытка реформирования была связана с ослабле­нием централизованного управления народным хозяйством, что объяснялось отказом от преимущественно принудительных методов хозяйствования с опорой на насилие и репрессии, который про­изошел после смерти Сталина и смены политического курса в стране в 1953-1955 гг. Инициатором первого этапа хозяйственных преобразований был Г. М. Маленков. Он предложил пересмотреть соотношение в темпах развития тяжелой и легкой промышленно­сти, выдвинул задачу развивать массовое жилищное строительство. Сельскохозяйственный налог был снижен с 1952 г. по 1954 г. почти в два раза. В эти же годы осуществлялся первый этап децентрализации управления народным хозяйством с передачей функций те­кущего руководства хозяйственной деятельностью министерствам и самим предприятиям.

Перейти на страницу: 1 2 3