Меню навигации

Ценовая эластичность предложения

«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловленных переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой.

Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эластично и наоборот. Степень чувствительности производителей на изменения цен или т.н. коэффициент эластичности предложения определяется по методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса:

Еs=

или:

Еs=

или:

Еs=, где Q – предлагаемая продукция.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже. Интенсивность этих изменений может быть различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации (см. рисунок 5):

- предложение эластично, то есть когда при 1%-ном увеличении цены предложение увеличивается более чем на 1%;

- предложение единичной эластичности, то есть когда при 1%-ном увеличении цены предложение увеличивается тоже на 1%;

предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения предложения.

Р Неэластичность Е’=1

Эластичность

45о Q

Рисунок 5 – Три случая эластичности предложения

Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении цены на товар А они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара А, сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, следует брать в расчет:

а) кратчайший рыночный период.

Он настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Пример, приведенный Зубко Н. М. в «Экономической теории»: “фермер, который привез на рынок весь свой урожай огурцов, бессилен отреагировать на увеличение спроса и цены, ибо дополнительное количество огурцов за одну ночь не вырастишь. Уменьшение спроса и снижение цены все равно вынуждает фермера продать всю продукцию по низкой цене независимо от издержек производства, так как продукция скоропортящаяся и длительному хранению не подлежит”. /2, c.145/. Таким образом, в течение кратчайшего периода времени предложение является фиксированным.

б) Краткосрочный (короткий) период.

В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли в целом остаются неизменными. Однако предприятия имеют некоторое время для интенсификации процесса производства (например, работу в одну смену заменить двухсменкой). Результатом таких нововведений будет рост производства как реакция на увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения.

в) Долговременный (долгий) период.

Он достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще большую эластичность предложения.