Главными функциями государства в условиях рыночной экономике являются регулирование отношений между частными и общественными интересами и защита общих интересов граждан в форме создания соответствующих общественных институтов или общественных товаров. Обе функции осуществляются главным образом путем налогообложения, а иногда административными решениями или необходимыми юридическими законами.
С помощью налогов и законов регулируется также деятельность монополий и олигополий на рынке (в переводе с греческого термин «монополия» означает единственный продавец, «олигополия» - несколько продавцов). Если рынок будет завоеван одним или несколькими крупными продавцами, то есть монополистом или олигополистом, то это значительно подорвет свободу конкуренции между многочисленными мелкими и средними продавцами. Ведь крупные продавцы, сговорившись между собой, могут установить неоправданно высокие цены, пользуясь тем, что они располагают подавляющим количеством товара. Ясно, что это важно, для покупателей, которые вынуждено станут покупать крайне необходимый товар по высоким, монопольным ценам.
При свободной конкуренции покупатель имеет свободу выбора, покупая товар того же рода по более низкой цене, что в конце концов приведет к равновесию цен. Монополисты или олигополисты не заинтересованы ни в увеличении количества, ни в увеличении количества, ни в улучшении качества товара, ибо они знают, что покупатель все равно возьмет их товар. Все это приведет к дезорганизации рынка, задержит конкуренцию и тем самым технический прогресс на производстве. Таким образом, становится очевидным, что монополии представляют собой зло, против которого необходимо вести борьбу.
Государство и здесь выступает в качестве защитника свободной конкуренции. В этих целях оно может использовать как чисто экономические, так и административные и юридические меры.
К экономическим относятся меры налогообложения монополистов, в результате чего заметно уменьшаются их сверхдоходы, получаемые за счет установления на рынке чрезмерно высоких, монопольных цен. Когда такие методы оказываются недейственными, то прибегают к запретам юридического характера. В истории Соединенных Штатов Америки наиболее заметным примером антимонопольного закона, на который часто ссылаются, является принятый почти сто лет назад антитрестовский закон Шермана, согласно которому запрещались всякие тайные сделки по монополизации торговли. Они могут быть направлены не только на повышение, но и на снижение цен, чтобы вытеснить с рынка неугодных монополиям или олигополиям частных продавцов. Конечно, все эти меры не превращают рынок в место, где осуществляется свободная конкуренция в строгом смысле слова. Такого рода рынок, как мы отмечали, практически нигде не существует, но стремление сохранить конкуренцию, основать ценообразование на спросе и предложении товаров и услуг составляет важнейший принцип рыночной экономики.
Рузавин Г. И. в «Курсе рыночной экономики» пишет, что “представляются весьма необоснованными попытки некоторых наших политиков, публицистов и народных депутатов заявлять в прессе и с парламентских трибун о возможности создания совершенно нерегулируемого рынка в нашей стране. Регулирование, по их мнению, возможно лишь в процессе перехода к настоящему рынку, а не тогда, когда рынок уже существует. В основе таких представлений лежит чисто умозрительное понятие о рынке, то есть в сущности идеализация, а не реальная хозяйственная жизнь со всеми ее сложностями и переплетениями разных экономических и иных структур.”/5, c.62/