Меню навигации

Исторический взгляд на эластичность спроса и эластичность предложения прошлое и настоящее

Термин «Экономика» появился ещё в Древней Греции. Это сочетание двух греческих слов: «ойкос»- дом, хозяйство и «номос»- закон. Буквально этот термин можно перевести как «домоводство». Понятно, что такой перевод нам мало, что даёт для понимания сути понятия «Экономика». Экономика- это нечто, связанное с производством материальных и нематериальных благ. Есть понятие «рыночная экономика»- это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют друг с другом посредством рынка, отвечая на вопрос «что, как и для кого производить» с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. В результате развития рыночных отношений мы сталкиваемся с понятиями спрос, предложение, эластичность спроса и эластичность предложения.

Спрос- это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платёжными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса деньги. Закон спроса: чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначена на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.

Геометрически закон спроса можно выразить при помощи кривой спроса.

Q

Конфигурацию кривой спроса можно объяснить при помощи известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, что снижение цены увеличивает реальный доход потребителя.

Эффект замещения - покупатель начинает заменять более дорогие товары более дешёвыми.

Исключения из закона спроса:

1) Если приобретение какого- либо товара занимает большую долю в расходах индивида и цена на него увеличится, то увеличится и спрос.

2) При ажиотажном спросе , вызванном ожиданием изменения цен на товар или угрозой его (товара) исчезновения.

3) Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности), являющихся средством сбережения.

4) При переключении спроса на более качественные товары (например, снижение цены на маргарин не ведёт к увеличению спроса на него).

5) При показательном потреблении (например, когда индивид приобретает дорогой товар с целью доказательства своей состоятельности перед определённой группой лиц).

Функция спроса - взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.

На изменение спроса влияет не только цена, но и некоторые неценовые факторы:

1) Доходы населения.

2) Структура населения.

3) Изменение цен на товары – заменители (субституты) и товары – дополнители (комплиментарные товары): рост цен на субституты ведёт к увеличению спроса на данный товар, а рост цен на комплиментарные товары – к уменьшению спроса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6