Меню навигации

От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ.

В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического сти­мулирования промышленного производства», в соответствии с кото­рым в стране началась новая экономическая реформа. Было решено уп­разднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления. Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее не только с централизованным повышением тарифных ставок, но и с материальным стимулированием работников за счет использования части доходов предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы. На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. За счет этих фондов можно было премировать работников в соответствии с трудо­выми показателями, строить жилье и учреждения культурно-бытово­го назначения, расширять производство.

Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственная самостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать на принципах окупаемости, рентабельности, мате­риальной заинтересованности и материальной ответственности за до­стигнутые результаты, в условиях денежного контроля со стороны го­сударства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономический показателей выполненной. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, допол­нения, в результате которых к началу 70-х её сущность оказалась иска­жена настолько, что она фактически перестала действовать.

От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия воз­можности делать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планиро­валась вся номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показате­ли, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Тру­довые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в разви­тых индустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет.

В результате реформ 50-60 гг. удалось поддерживать достаточно высокий динамический потенциал советской экономики. При этом улучши­лись показатели эффективности производства, быстро возрастал производственный потенциал. Еще одним важным позитивным результатом экономического развития рассматриваемого периода стало обеспечение длительного устойчивого роста жизненного уровня населения.

Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системы хозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношений столкнулось с непредвиденными противоре­чиями и трудностями, ограничениями и издержками. Появились и другие факторы, значение которых со временем могло возрастать. И здесь на первое место надо поставить втягивание нашей страны в гонку вооружений, которая выкачивала из экономики огромные ресурсы, тормозя одновременно рыночное движение народного хозяйства.