Меню навигации

Особенности государственного регулирования в России

*См.: Рифат Гусейнов “История экономики России” 1999г.

собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги, либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. Но мало кто из них захотел или смог проявить себя в качестве предпринимателей индустриальной цивилизации и начал осуществлять производственные инвестиции. В результате произошёл обвал инвестиционной деятельности. Государство уже не могло ничего вкладывать, а частный собственник не хотел этого делать. Теперь уже более 2/3* продукции производится на негосударственных предприятиях, а её сбыт сокращается, рентабельность падает, производительность труда на треть упала по сравнению с дореформенным уровнем. Технического перевооружения предприятий не происходит, новые технологии не внедряются, иностранный капитал не идёт в обрабатываемый сектор промышленности.

Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций – нет прибыли – нет накоплений – нет инвес-тиций.

Благодаря приватизации государственного жилищного фонда был создан рынок жилья (владельцы комфортабель-ных квартир, стали их собственниками, у кого были «раз-валюхи», тот их и присвоил, а у кого ничего не было, тот с тем и остался).

С самого начала Российских экономических реформ была поставлена ложная цель: вместо создания условий для свободного гражданского оборота имущественных прав (пользования, управления, извлечения доходов и т.д.) упор был сделан на раздачу имущества.

Осталась неразрешенной самая загадочная проблема Российской экономики - земельная

. Весной 1998 года Государственная Дума приняла закон, который фактически запрещает свободную продажу и куплю

См.: “Путь в XXI век” под Рук. Академика РАН Д.С.Львова

сельскохозяйственных угодий. Что касается фермерских хозяйств, то они во второй раз в ХХ веке не оправдались: сельское хозяйство продолжает оставаться в глубоком кризисе.

Спад производства, привёл к явной и скрытой безработице, к падению жизненного уровня народа и к обострению борьбы трудящихся за свои права (1998г.: голодовки, блокирование железных и шоссейных дорог, марши и демонстрации). Августовский кризис обнажил всю глубину катастрофы. Он поставил страну, её народ на грань не только экономического, но и физического выживания. Пока борьба трудящихся направлена преимущественно против государства, но что будет дальше?

Задачи реформирования должны быть радикально изменены. Экономика должна служить не обогащению отдельных лиц, а благосостоянию всех людей. Прежде всего нужно сформулировать условия, которые необходимо соблюдать при реализации любой конкретной программы реформирования, разработать общие правила хозяйственного поведения, регламентирующие деятельность любого физического или юридического лица. Эти правила должны быть построены таким образом, тобы доход каждого работника и коммерческой организации мог повышаться лишь в том случае, когда их деятельность приносит пользу обществу, и лишь в объёме, не превышающем размера этой пользы. Иных легитимных источников обогащения, таких, как льготы и привилегии для одних и запреты для других, рента, монопольные эффекты, отрицательные ставки депозитных процентов и т.п., быть не должно.

Формирование общих принципов хзозяйственной деятельности, ликвидация разнообразных лазеек для узаконенного воровства, сознательно или бессознательно оставляемых руководителями исполительной власти, - основа всей законотворческой деятельности в области экономики.

Таким образом, стратегия реформирования должна базироваться на обеспечении ряда следующих фундаментальных условий:

1. Наличие законодательства, гарантирующего кождому гражданину все общепризнанные права личности, защиту жизни, свободы и достоинства не только от преступности, но и от посягательств властей. Реальное обеспечение свободы в выборе места проживания. Вида деятельности, размещения своих средств в любой поддерживаемой обществом вфере экономики; обеспечение социальных гарантий всем, кто в них нуждается;

Перейти на страницу: 1 2 3 4