Меню навигации

Совершенствование налоговой системы Российской федерации.[7]

Во-вторых, следует разом и безоговорочно отменить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника (подоходный и социальный налоги, другие удержания). Очевидно, работники с такими доходами не могут ( и не должны) участвовать и в финансировании государственных расходов, и в накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Если государство не хочет поставить их на грань вымирания, то нет смысла изымать у этих лиц деньги, чтобы тут же включить их в систему обеспечения пособиями за счет государства. Кроме лишней учетной и финансовой работы, никакой общественной полезности такая практика не имеет.

Наконец, в-третьих, необходимо прекратить налогообложение малого бизнеса. Государство не может и не должно карать своих граждан за то, что они не просто берут на себя все заботы о своем благополучии, но и еще и создают рабочие места для своих близких или знакомых. Разве не абсурд, что если отец берет своего сына в ученики на свое предприятие, то в соответствии с действующим законодательством он должен почти 50% его заработка передавать государству?

Разумеется, такая свобода от налогов должна распространяться только на действительно малые предприятия при выполнении следующих условий:

· учредители предприятий не только вкладывают деньги, но и реально работают на этих предприятиях;

· среди учредителей нет юридических лиц;

· предприятие действует на основе полной (неограниченной) ответственности всем своим личным имуществом по всем его долгам и иным финансовым (включая налоговые) обязательствам;

· число наемных работников ограничивается либо членами семьи, либо некоторым невысоким лимитом – например, 5-10 человек;

· оборот не превышает установленного максимального предела, а чистая прибыль не превышает кратного прожиточного минимума.

Во всех развитых странах в последние годы серьезной проблемой стало также прогрессирующее усложнение налоговых процедур и правил. Для решения этой проблемы в ряде западных стран уже ведется масштабная перестройка всего налогового процесса, меняется система управления налоговыми органами, реализуются меры по упрощению и совершенствованию отношений с налогоплательщиками.

Эта перестройка налогового процесса осуществляется по следующим направлениям:

1. концентрация учетной, счетной и контрольной работы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных (в США, например, вся эта работа сосредоточена в семи региональных учетных центрах);

2. выведение налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов (введенный, например, в Италии принцип единого счета для уплаты всех налогов);

3. упор на распространение «дружелюбных» методов работы с налогоплательщиками (методы постоянных консультации, примирение по спорам в досудебном порядке и т.д.).

Как известно, по ходу развертывания информационной революции во многих странах Запада начали проводиться исследования в отношении рационализации и повышения эффективности на основе новых технологий работы государственных ведомств, в том числе и налоговых органов. Действительно, именно в этой сфере государственным чиновникам приходится иметь дело с большими объемами отчетности, производить массу расчетов, сводить и контролировать информационные блоки разных ведомств и организации, готовить своды статистических данных, обеспечивать налоговый блок для бюджетной отчетности и т.д. Если бы оказалось возможным основную массу этих расчетов перевести на методы компьютерной обработки данных, внедрить методы безбумажного обмена информацией во всех звеньях налоговой системы, то открылись бы серьезные перспективы экономии ресурсов и затрат человеческого труда на рутинной работе и перевода этих ресурсов в сферу контрольной работы и информационного обеспечения налогоплательщиков.

Однако в западных странах уже в ходе первых попыток провести такую реорганизацию работы налоговых органов выявились серьезные трудности.

Во-первых, после применения компьютеров на первых порах объемы бумажного оборота не только не сократились, но даже выросли. Оказалось, что достижению полезного эффекта мешают устаревшие правила и нормы документооборота, а также недостаточная квалификация счетных работников. Пришлось вкладывать крупные средства в пересмотр учетных контрольных процедур, в реорганизацию системы отношений между различными звеньями налоговой системы и в переобучение работников налоговых органов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7