В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства[9].
Вместе с тем, структурная политика не должна противоречить основной линии в развитии свободной рыночной экономики, на модернизацию посредством частной инициативы. В этом известная трудность, вынуждающая к поиску нестандартных, гибких методов. Они должны, исключать:
— какие-либо индивидуальные налоговые или другие льготы;
— массированные государственные субсидии и инвестиции, которые требовали бы увеличения налогового бремени;
— в том числе субсидирования через регулируемые цены;
— установление каких-либо официальных отраслевых приоритетов, подкрепленных бюджетным финансированием.
Эти ограничения продиктованы накопленным опытом и принятой экономической стратегией в целом.
Поскольку все же активизация структурной политики необходима и ее цель состоит в том, чтобы содействовать опережающему развитию производства и экспорта готовых изделий, высоких технологий, представляется целесообразным взять за основу следующие принципы:
1. государственная поддержка заключается в относительно небольших размерах финансирования;
2. поддерживаются продукты и фирмы, уже проявившие себя на рынке, доказавшие свою конкурентоспособность. Таким образом, будут выявляться реальные приоритеты;
3. финансовую поддержку получают только претенденты, победившие на публичных, прозрачно организованных конкурсах[10].
Для ускорения процесса перехода от экономического спада к росту процесс структурных преобразований в экономике должен иметь государственную поддержку. Целью государственной политики в этой сфере является создание национального производства, выпускающего конкурентоспособную по мировым масштабам продукцию. При выработке такой политики важное значение имеет выявление основных особенностей отраслевой и воспроизводственной структур национальной экономики и мировых тенденций изменения этих структур в процессе экономического развития[11].