Меню навигации

Понятие производительности труда

Любая новая организационная форма производства утверждается, если обеспечивает более высокую по сравнению с предшествующей формой производительность труда. Соответственно возросший уро­вень производительности труда является критерием прогрессивности организационной формы и управленческих решений.

Что же в экономической науке и практике понимается под произ­водительностью труда? Ответ на этот вопрос далеко не однозначен.

В самом общем виде производительность труда — это показатель, характеризующий его результативность, отдачу каждой единицы ис­пользуемого ресурса труда.

Однако что же рассматривать в качестве результата трудовой деяте­льности: созданный продукт, его стоимостное (ценовое) измерение, реально полученный в результате реализации этого, продукта на рынке Доход (прибыль)? Здесь представляется целесообразным выделить два аспекта понимания сущности производительности труда.

Первый характеризует ее как продуктивность трудовой деятельности, соотношение измеренного тем или иным способом количества продук­ции, произведенной системой (предприятием, фирмой, отраслью и т.п.), и потребовавшимися для этого затратами ресурса труда, измеренными в человекочасах, человекоднях, среднегодовой численности. Рост произво­дительности труда в этом ее понимании является одним из определяющих факторов увеличения реального объема производства:

I о.п. = I п.т. * I т.з

Где Iо.п. - индекс реального объема производства; I п.т. — индекс производительности труда (рассчитанной как средняя часовая производительность); I т.з. — индекс трудовых затрат (отработанных человекочасов).

Второй аспект определяет сущность производительности труда как эффективность его использования, соотношение экономического ре­зультата деятельности системы (выручка от реализации произведен­ной продукции, работ, услуг; доход; прибыль) и затрат, связанных с привлечением и использованием ресурса труда (прежде всего затрат на заработную плату, социальные выплаты, подбор и подготовку кадров, охрану труда и проч.).

В этом понимании рост производительности труда является факто­ром увеличения финансового результата деятельности, снижения се­бестоимости и повышения рентабельности, иначе говоря, фактором роста массы и нормы прибыли, конкурентоспособности фирмы.

Второй подход, являясь более широким и отвечающим условиям рыночной экономики, предполагает ряд новых вопросов:

• если увеличивается производство продукции, не находящей сбыта (устаревшей, не нужной потребителю, низкого качества), то мо­жет ли это даже при неизменных или сокращающихся трудовых затра­тах, снижающихся издержках на единицу продукции рассматриваться как рост производительности труда;

• если при росте продуктивности трудовой деятельности (произ­водительности труда в первом понимании) совокупные издержки про­изводства продукции не обеспечивают ее ценовую конкурентоспособ­ность и в силу этого она не может быть полностью и в необходимые сроки реализована, то можно ли утверждать, что имеет место рост про­изводительности труда;

• если трудовые затраты на единицу продукции возрастают (а зна­чит, производительность труда в первом понимании снижается) в силу резкого повышения ее качества, потребительских свойств, новизны и по этим причинам объем реализации, доход, прибыль растут быстрее, нежели совокупные затраты на ресурс труда, то растет ли производи­тельность труда?

Исходя из второго аспекта понимания сущности производитель­ности труда, мы должны дать отрицательный ответ на первый и второй вопросы и положительный — на третий. Как справедливо отмечает В.М. Зубов, в условиях современной рыночной экономики производи­тельность труда уже недостаточно рассматривать как способность про­изводить максимальный объем продукции в единицу времени. Существенно более важной может явиться способность быстрее конкурен­тов произвести более качественную или принципиально новую продукцию (показателями производительности труда в этих условиях могут стать такие, как количество новых товаров, производимых в единицу времени; время, затрачиваемое на продвижение нового товара на рынок).

Перейти на страницу: 1 2