Меню навигации

Государственные планы инновационной политики

Как отметил В.Путин в своём ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику, экономику знаний и технологий». И это действительно так.

В 2001 году произошло увеличение величины внутренних затрат на исследования и разработки до 77,5 млрд. руб. В 2000 году этот показатель составлял 74,9 млрд. руб. Предполагается увеличение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки, до 4176 и численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, до 916,2 тыс., человек, что на 6,2 тыс. человек больше, чем в 2000 году.

Основными задачами государственной инновационной и научно-технической политики этого периода являются определение и реализация приоритетов развития инновационной и научно-технической сферы, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.

Одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного пути развития экономики и технологического перевооружения отраслей промышленности на основе использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий являются федеральные целевые программы (ФЦП).

Реализация этих программ позволит обеспечить формирование перспективных научно-технических заделов, нацеленность прикладных НИОКТР и инноваций на решение наиболее актуальных проблем повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке, непрерывность цикла от фундаментальных исследований до промышленного выпуска наукоемкой продукции, привлечение средств из внебюджетных источников, максимальную эффективность бюджетных ассигнований, условия для замещения импортной продукции и перевод на этой основе инновационно-активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

Основной целью федеральной целевой программы «Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей

» является создание финансовых и организационных условий и предпосылок для усиления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счёт реализации в промышленности созданного инновационного потенциала.

Главная цель Программы включает следующие направления:

1. Государственная организационная и финансовая поддержка прикладных НИОКР и технологических инноваций, результаты которых позволяют в среднесрочном периоде освоить производство конкурентоспособной продукции;

2. Обеспечение непрерывного цикла «поисковые НИР- прикладные НИОКР - технологии - промышленное производство конкурентоспособной продукции»;

3. Содействие применению в инвестиционных проектах, прогрессивных инновационных ресурсосберегающих технологий, разработанных и освоенных в рамках Программы;

4. Создание новых рабочих мест в научной, инновационной и промышленной сферах.

Нельзя сказать, что правительство озабочено развитием инновационной системы. На данный момент мы можем констатировать, тот факт, что инновационная деятельность в большей части развивается непредсказуемо. К сожалению, инноваторы в ближайшее время могут рассчитывать только на свои силы и инвесторов. Однако, как будет рассмотрено далее, именно государственная поддержка на начальных стадиях является решающим фактором в развитии инновационной системы.

Проблемы адекватности правового регулирования инновационной деятельности

Правовое регулирование инновационной деятельности должно быть адекватным по отношению к развивающейся инновационной системе. Правовая форма не должна сдерживать или тормозить инновационную активность субъектов, напротив, адекватное регулирование правовыми нормами инновационного процесса выступает весьма важной предпосылкой его становления.