Меню навигации

Анализ монополий

Монополия[1] в узком смысле – это рыночное господство одного продавца.

Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения: 1) монополию1, 2) олигополию[2], 3) монопсонию[3] и 4) олигопсонию[4] (прил. 1)

В монополии существует только один продавец, причём он производит то-

вар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения товара, что позволяет

ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рас-

считывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из

возможных вариантов предопределён величиной прибыли, получаемой от про-

дажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимилизаци прибыли путём установления контроля над ценой и объёмом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть»

означает способ-

ность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополис-

тический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в

форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной

защиты».

Лицензия

– это право фирмы на исключительное осуществление определён-

ного вида деятельности на данном рынке.

Авторское правоконтролирует продажу и распространение оригинального

произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения); оно

действительно на протяжении всей жизни автора (и ещё в течение 25 лет после

его смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки– это специальные символы, позволяющие узнавать

(«идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.

Патент –

свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного продукта другими фирмами в течение срока действия патента. Патентовладелец вправе продать свою технологию или не ислользо- вать её вообще.