Меню навигации

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Она проводится при следующих условиях:

- покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности её перепродать;

- существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

Если фирма, производящая продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т. п., решила прибегнуть к це-новой дискриминации, то она столкнётся со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение для всех остальных приведёт к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; прежде всего услуги. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются скидки. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.

Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабиле-тов по 3000 руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход сос-тавляет около 300 млн. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам повышена зарплата) издержки возросли и цена билета была повышена вдвое. Количество проданных билетов тоже уме-ньшилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий вало-вой доход сохранился на уровне 300 млн. руб., существуют возможности полу-чить дополнительный доход, привлекая отказавшихся пассажиров скидками.

На рис. 8.4. графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпа-нии разделён на два отдельных рынка. Первый (рис. 8.4. А) представлен сос-тоятельными людьми, для которых важна быстрота передвижения, а не цена. Спрос с их стороны относительно неэластичен. На втором рынке действуют лица, для которых скорость не важна, они могут воспользоваться железной дорогой.

Р, руб. Р, руб.

А Б

МС

6000 МС

3000

D D1

MR MR1

50 50

Q, тыс. шт. Q, тыс. шт.

Рис. 8.4. Модель ценовой дискриминации: МС – предельные издержки; D и MR – спрос и предельный доход фирмы на первом; D1 и MR1– спрос и предельный доход фирмы на втором рынке

Перейти на страницу: 1 2