Меню навигации

Цена и объём производства в условиях монополистической конкуренции

Как определяется цена и объём производства фирмы в условиях монополис-тической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки.

На рис. 8.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предель-ных и средних валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 8.6, А), а другая минимизирует убытки (рис. 8.6, Б).

P P

Прибыль MC Убытки MC

Р0 ATC

ATC

AVC P1 AVC

D

D

MR

MR

Q0 Q Q1 Q

А Б

Рис. 8.6. Цена и объём производства фирмы в условиях монополистической конкуренции, максимизирующие прибыль (А) и минимизирующие убытки (Б); D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки; AVC – средние переменные издержки; ATC – средние валовые издержки

Спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объёме производства Q0, а минимальные убытки – при цене P1 и выпуске Q1.

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут долго существовать. В долгосрочном периоде фирмы, терпя- щие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производящие

близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит прибыль до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, является безубыточность.

Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 8.7.

P Рис. 8.7. Долгосрочное равновесие фирмы в усло-

MC виях монополистической конкуренции: D – спрос;

MR – предельный доход; MC – предельные издерж-

P0 ATC ки; ATC – средние валовые издержки

D

MR

Q0 Q1 Q

Отсутствие прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые – для выхода из неё. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности скорее тенденция. В реальной жизни фирмы могут получать прибыли достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции трудно воспроизвести. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться част-ной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтверждённое дипломом.

Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции зффек-тивным? С точки зрения использования ресурсов – нет, так как производство осуществляется не с минимальными издержками (см. рис. 8.7.): производство Q0 не достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т. е. составляет величину Q1. Однако если оценить эффективность с точки зрен-ния потребителей, то многообразие товаров предпочтительнее, нежели однооб-разная продукция по более низким ценам и в большем объёме.

[1] Монополия: от греч. monos – один + poleo – продаю.

[2] Олигополия: от греч. oligos – немногий + poleo.

[3] Монопсония: от греч. monos + opsonia – закупка продовольствия.

[4] Олигопсония: от греч. oligos + opsonia

1Квота (от лат. quot сколько) – доля, часть, норма чего-либо.

Перейти на страницу: 1 2