Меню навигации

Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика Республики Беларусь

Республиканский бюджет на 2002 год был утвержден по расходам в сумме 4 238 416 100,0 тыс.рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 3 893 666 100,0 тыс.рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др. В таблице № 1 приведена структура доходов Государственного бюджета.

Таблица № 1 "Структура доходов Госбюджета, %"1

Статья доходов

199219941996199820012002Доходы %

В том числе

НДС

Налог на прибыль и доходы

Акцизы

Государственные налоги

С населения

Налог на топливо

Налог на недвижимость

Чрезв.-й налог

Платежи за пользование

Прир.-ми рес.-ми

Плата за землю

Госпошлина, сборы и разные неналоговые доходы, доходы цел. бюдж. фондов

Доходы от ВЭД100,0

37,1

25,8

8,9

7,4

2,4

0,6

---

0,1

0,5

13,5

1,6100,0

27,4

30,7

10,6

7,3

2,2

1,3

4,9

0,1

0,3

3,9

9,2100,0

28,2

14,6

12,5

10,4

0,5

1,9

7,5

0,9

1,8

9,7

6,7100,0

25,8

12,3

11,1

10,1

.

3,8

.

.

.

6,3100,0

32,1

18.7

13,2

н-д

.

.

3,9

.

.

21,7

7,6100,0

30,1

14,2

10,1

н-д

.

.

5,4

.

.

20,5

10,3

Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает медленно снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1992 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 30,7 % в 1994 году до 14,2 в 2002). Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким. Доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета соответственно увеличивалась. Следует отметить и рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности РБ (с 1,6% в 1992 до 10,3 % в 2002), что свидетельствует о возрастающем влиянии взаимодействия с зарубежными партнерами нашей страны на структуру доходов ее бюджета. В 2003 году ожидается значительное увеличение (в 4,5 раза) по отношению к текущему году, поступлений от продажи принадлежащих государству акций, другого имущества, в том числе и от приватизации государственного имущества.

Несмотря на сокращение государственных расходов и прогнозируемое увеличение неналоговых доходов, о снижении общей налоговой нагрузки речь пока не идет. Анализ прогнозируемых налоговых поступлений свидетельствует о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) с каждым годом увеличивается (в 2001 году по сравнению с 2000 годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на 0,9 процентных пункта, эта тенденция сохраняется и в 2002 году).

Среди изменений ставок налогов в 2002 году следует отметить снижение ставки налога на прибыль с 30 до 24% , которое отражает желание предотвратить утечку капитала за рубеж и осуществление других целей, стимулирующих развитие экономики. Из списка республиканских в этом году были исключены налог на игорный бизнес и единый с/х налог. Минфин посчитал, что они должны стать местными. Также в этом году на создание новых рабочих мест будет предназначено 25% от поступлений чрезвычайного налога и обязательных отчислений в фонд занятости, это на 5% больше, чем в 2001 г. Однако правительство предложило целых 15 категорий лиц, структур и платежей, с которых данный налог не взимается. Среди прочих бенефициарами такой политики стали сельскохозяйственные предприятия, юридические лица, обслуживающие село, созданные и находящиеся в ведении местных и распорядительных органов. Из года в год государство освобождает их от уплаты отдельных налогов, но эти меры не помогают отечественному сельскому хозяйству обеспечить высокую производительность труда, платежеспособность, закрепление на старых рынках и завоевание новых сельскохозяйственными производителями. Не всегда оправданные налоговые льготы существенно снижают эффективность фискальной политики.

Перейти на страницу: 1 2