Меню навигации

Современные дискуссии о предмете экономической теории

Экономикс и его перспективы

После перестройки, после снятия идеологического гнета большое количество ученых-экономистов увлеклось экономикс: «Главное – это целенаправленная ориентация на конечное потребление, всестороннее удовлетворение запросов и нужд человека. Во главу угла, иначе говоря, ставятся высокий уровень жизни, разнообразие возможностей для раскрытия способностей, защищенность прав и свобод личности, развитая система социальной поддержки…стоит заметить, что большинство зарубежных экономистов разделяет именно такие взгляды относительно целей и средств экономической политики. Эти взгляды положены в основу общепринятых учебных курсов…вот о чем повествует западная экономическая мысль, вот о чем свидетельствует лучшая мировая практика. Как нужно было взять все это на вооружение еще в начале перестройки»[12], - пишут Д. Львов, В. Пугачев и Ю. Сухотин в статье «Экономическая наука и практическое реформирование». Итак, ряд экономистов увидели решение проблемы о том, что преподавать в качестве экономической науки, в следовании западным образцам. В нашей стране сейчас явно или неявно обнаруживается стремление перейти к изучению экономикс.

Но на самом ли деле экономикс является решением всех проблем экономической науки? Богомазов Г. Г. в статье «О предмете экономической теории» пишет: «Студенты, не имеющие сколько-нибудь серьезной общетеоретической подготовки, не готовы к восприятию даже классической экономической школы. Ведь они, как правило, не знакомы с понятием метод экономической науки, экономический закон, не имеют понятия о трудовой теории стоимости и т. д. и т. д. Главную причину многие, и не без основания, видят в чрезмерном увлечении экономикс в самоограничении ее рамками. А это, безусловно, снижает, а то и просто не формирует общеэкономический кругозор…ибо экономикс, как известно, занимается изучением прежде всего функциональных связей и преимущественно в рамках рыночного хозяйства…современная экономическая теория сводится к теории рыночного хозяйства. Она в состоянии объяснить лишь рыночную систему, но не социально-экономическую систему в целом»[13]. Итак, по мнению автора статьи, можно заключить, что экономикс слишком специальная наука, не способная отразить в полном объеме социально-экономические отношения: «В принципе, в современной западной литературе можно найти огромное количество различных определений предмета экономической теории, а точнее, экономикс…если говорить об основной тенденции, то она, по нашему мнению, состоит в отходе от бытовавшего даже в недавнем прошлом понимания предмета экономической науки как исследования причин материального благосостояния…основной смысл, который вкладывают в понятие предмета многие современные западные авторы, сводится к исследованию человеческого поведения в случаях распоряжения редкими ресурсами…таким образом господствующим является ныне, видимо, все-таки такой подход, который ориентирует экономическую науку на установление функциональных связей в экономике, прежде всего в ее рыночном секторе. Это считается недостаточным». К мнению Богомазова Г. Г. о том, что экономикс не может претендовать на то, чтобы быть некой общей теоретической экономической наукой, присоединяется в своей статье «К разработке интегративного курса экономической теории» А. Булатов: «Отсутствие системной характеристики «дорыночного» (более глубокого) слоя экономических отношений видится главным изъяном принятой структуры курса экономической теории. Хотя его нередко и называют курсом «общей экономической теории», по своему содержанию он скорее является курсом «рыночной экономической теории». С этим и связана зияющая брешь в нынешнем теоретическом экономическом образовании молодых специалистов. Ведь по существу экономическая теория, стоит повторить, опустилась до уровня конкретных дисциплин, изучающих функциональные сферы и отраслевые особенности рыночной экономики…система знаний «экономикс» как якобы всеохватывающая современная экономическая наука, претендующая на исчерпывающий свод взаимосвязей и принципов функционирования и развития экономической системы общества»[14].

Создание интегрированного курса политической экономии и экономикс

Итак, политическая экономика переживает кризис, экономикс не может полностью охватить социально-экономические отношения, тогда, возможно, решением проблемы является создание курса, соединяющего в себе как политическую экономию, так и экономикс. А. Булатов в статье «К разработке интегративного курса экономической теории» предлагает создать курса, сочетающего в себе некоторые понятия как политической экономии, так и экономикс: «…хотелось бы высказать свои соображения относительно возможности создания принципиальной структуры интегративного курса экономической теории, органически синтезирующего отдельные положения классицизма и сильные стороны экономикс». Итак, экономикс не может выполнять функции общетеоретической науки, так как кроме микро- и макроэкономики в любом обществе имеются более общие, глубинные взаимосвязи, определяющие его социально-экономический облик, политическая экономия же утратила способность быть некой общей научной парадигмой, так как она больше не отвечает реальной жизни, и следует оставить надежды на сохранение марксистской политической экономии как теоретической науки и учебного предмета. Тогда, возможным решением проблемы может стать соединение в единую науку политической экономии и экономикс. Однако, представляется невозможным соединение в одну теорию определение стоимости товара через труд рабочего и предельную полезность товара, частную и общественную собственности и т. д. А. Булатов отвечает на это: «Как известно, первым и главным возражением против реализации такого синтетического методологического подхода является подчеркивание реальной опасности механического объединения существенно различных и даже противоположных выводов, положений и оценок реальных экономических отношений. Однако этого можно избежать, если в новом курсе общей экономической теории не излагать в качестве равноценных все подходы и суждения по каждому вопросу, а выделить среди них наиболее адекватные современным экономическим отношениям». Основная мысль статьи А. Булатова заключается в том, что: «Такая архитектоника интегративного курса экономической теории, можно полагать, значительно повысит его теоретико-методологический уровень, обеспечит преемственность учебных программ подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по специальности “экономическая теория”»[15].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5