Меню навигации

Бюджетное устройство и бюджетная система

Принципы функционирования бюджетной системы РФ

Функ­ционирование бюджетной системы Российской Федерации осно­вано на следующих основополагающих принципах:

1) единство бюджетной системы;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов разных уровней;

4) полнота отражения доходов и расходов бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) сба­лансированность бюджета;

6) эффективность и экономность ис­пользования бюджетных средств;

7) общее покрытие расходов бюджета;

8) гласность;

9) достоверность бюджета;

10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Принцип единства бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной докумен­тации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финан­сирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюдже­та, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закреп­ление (полностью или частично) соответствующих видов дохо­дов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного са­моуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюд­жетов, который означает:

1) право законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж­дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответст­вующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полу­ченных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления под­лежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных вне­бюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государст­венных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каж­дый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмот­ренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финан­сирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюд­жетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных ре­зультатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все рас­ходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности предполагает:

1) обязательное опубли­кование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления;

2) обяза­тельную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти, либо между законодательным (представи­тельным) и исполнительным органами государственной власти.

Перейти на страницу: 1 2 3