Меню навигации

Сущность рыночного механизма.

Рыночные ограничения свободы (выбора). С точки зрения предприятий они, как мы видим, не свободны производить то, что они желают. Потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм при решении вопроса о том, что производить. Предприятия должны согласовать свой выбор продукта для производства с выбором потребителей или понести кару в виде убытков или даже банкротства. Предлагаем радиаторы Rifar по выгодным ценам!

В большей мере это справедливо также и в отношении поставщиков ресурсов. Спрос на ресурсы – это производственный спрос, т.е. производный от спроса на товары и услуги, производству которых способствуют ресурсы. В более общем плане очевидно, что в стремлении максимизировать доход от продажи своих людских и материальных ресурсов поставщики ресурсов вынуждены следовать требованиям рыночной системы и делать свой выбор, руководствуясь потребительским спросом. Поскольку только те фирмы, которые производят товары, пользующиеся спросом потребителей, могут работать с прибылью, поскольку именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы. Поставщики ресурсов отнюдь не «свободны»направлять свои ресурсы на производство товаров, которые не удовлетворяют потребителей. Причина в том, что не могут существовать фирмы, производящие именно такие товары, так как потребительский спрос на них недостаточно высок, чтобы сделать их производство прибыльным. Короче, потребители демонстрируют свои предпочтения в форме спроса, предъявляемого на рынке продуктов, а производители и поставщики ресурсов соответственно реагируют на этот спрос, чтобы обеспечить свои собственные интересы. Рыночная система передает желания потребителей предприятиям и поставщикам ресурсов и добивается от них надлежащего ответа.

Организация производства.

Как должно быть организовано производство в рыночной экономике?

1. Как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями.

2.Какие именно фирмы должны осуществлять производство в каждой отрасли.

3. Какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять.

Производство и прибыль. Рыночная система направляет ресурсы в те, отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным. Одновременно рыночная система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Когда бы все фирмы располагали временем для вступления в процветающие отрасли и для выхода из непроцветающих, объем продукции каждой отрасли оказался настолько большим, что обеспечивал бы только нормальную прибыль. Если общий объем продукции в таких условиях составляет 1500 единиц, а наиболее прибыльный объем продукции составляет 15 единиц, как в приведенном выше примере, отрасль состоит из 100 конкурирующих фирм.

Второй и третий подвопросы тесно взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективную технологию производства. А экономическая эффективность зависит :

1) от имеющихся технологий, то есть от альтернативных комбинаций ресурсов, или факторов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции;

2) от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

Наименьшие издержки производства. Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не только от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологий, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая лишь применения нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на нужные ресурсы существуют слишком высокие цены. Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении. Короче, та комбинация ресурсов, которая обеспечивает производство, скажем, продукта Х стоимостью 15 руб. при наименьших денежных издержках, является самой эффективной.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5