Меню навигации

Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии

Восьмое — повышение сбалансирован­ности государственных доходов и рас­ходов.

Снижение возможностей внешних и вну­тренних заимствований и необходи­мость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили про­блему его сбалансированности. Эта про­блема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля — но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюд­жета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.

Конструктивное решение данной про­блемы предполагает комбинацию одно­временно нескольких подходов.

1. Расширение налоговой базы бюджета. В ближайшие годы основными источни­ками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации обо­рота и сокращение неплатежей; упорядо­чение налоговых льгот; доходы, получен­ные за счет девальвации рубля; увеличе­ние прибыли производителей; усиление контроля за доходами и расходами фи­зических лиц.

2. Бюджетное администрирование, повы­шение эффективности использования средств бюджета и внебюджетных фон­дов, налаживание контроля за полнотой и целевым использованием государст­венных средств.

3. Гибкое использование заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

Девятое — урегулирование проблемы го­сударственного внешнего долга. В ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из глав­ных факторов, определяющих характер и возможности экономической полити­ки. Без реструктуризации «советского» • долга общая сумма платежей (проценты плюс погашение основной части-долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП. Такая величина является абсо­лютно неподъемной для нашей эконо­мики, тем более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований.

Наиболее адекватными условиями рест­руктуризации внешнего долга представ­ляются следующие:

полные выплаты по российскому вне­шнему долгу, образованному с 1992 года;

полное списание или перенос за пре­делы десятилетия выплат по погаше­нию основной части «советского» внешнего долга;

выплаты процентов по «советскому» внешнему долгу в пределах 70-100% от сумм по графику.

Десятое — преобразования на уровне предприятий, связанные с повы­шением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собст­венника и кредитора.

В настоящее время нерешенность мно­гих экономических проблем обусловле­на не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью стату­са собственности. Для того, чтобы осла­бить ограничения в этой области, необ­ходимо, по крайней мере:

повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет ре­организации бухгалтерского учета и статистической отчетности;

обеспечить правовую защиту кредито­ров и инвесторов, позволяющую сни­зить их риски до приемлемого уровня.

Заключение

Сложилась довольно странная ситуация: в стране с сильными плановыми традициями в на­стоящее время нет ни принятых и одобренных об­щественностью национальных целей развития, без которых не обходится ни одна развитая стра­на, ни комплексной межотраслевой промышлен­ной политики, которая связала бы в единое целое существующие элементы структурной, инвести­ционной, налоговой и амортизационной полити­ки, приближая достижение долгосрочных и средне­срочных целей развития. В отсутствие такой поли­тики экономический процесс происходит стихийно со всеми вытекающими отсюда издержками и по­терями при господстве закона прибыли и закона сравнительных издержек.

Разработка программы промышленной поли­тики неотделима от общеэкономического курса государства. Представляется, что ее реализация потребует существенной корректировки неолибе­рального курса, прежде всего концентрации сво­бодных ресурсов внутри страны. Последнее пред­полагает введение временного запрета на вывоз капитала за границу (возможно прямым декретом президента), а также протекционистского экспорт­но-импортного режима. Концепция государствен­ной политики должна быть разработана высшей исполнительной властью в лице администрации президента (Совета национальной безопасности) с участием всех заинтересованных ведомств, включая предпринимательский, особенно промы­шленный и банковский, сектор и профсоюзы. По­становка национальных целей и очередности их достижения должна сопровождаться оценкой не­обходимых для этого финансовых и иных ресур­сов, а также способов реализации этих целей через научно-техническую (технологическую), инвести­ционно-инновационную, структурную, налоговую, амортизационную и иные виды промышленной политики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6