Меню навигации

Эффективность государственной политики

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

В РФ, насколько известно, подобные исследования эффективности пока не проводились. Отсутствует методология и надёжная статистическая информация, приспособленная для этих целей. Так, например, месячная и квартальная статистическая отчётность служб занятости не позволяет выделить число участников ряда программ (например, клубов ищущих работу). Не имеется сведений о планируемых и произведённых расходах на некоторые программы (Важно, видимо, подчеркнуть, что отчётность по числу участников программ и финансовая отчётность должны быть более совместимыми). Затруднительно определить и численность персонала, занятого их реализацией. Не всегда имеется возможность определить целевые группы безработных, реально участвующие в программах, а так же результаты реализации программы после их завершения. Так, например, если сведения о трудоустройстве непосредственно после завершения обучения собираются регулярно, то остаётся открытым вопрос в профессиональной судьбе тех, кто не смог найти работу по истечении одного или нескольких месяцев. Тем не менее, необходимо иметь виду, что подобные «недостатки» относятся вообще к большей части государственных программ и не являются недоработкой службы занятости. Более того, по ряду параметров и программ имеющаяся в службе занятости информация предоставляет возможности для проведения предварительных оценок. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что результаты анализа являются упрощёнными и предварительными.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, так как состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 %. До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г., в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости. Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.

Перейти на страницу: 1 2