Меню навигации

Поддержание конкуренции.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителей. При конкуренции хозяевами являются покупатели, рынок – их агентом, а фирмы – их слугами.

Совсем иначе обстоят дела в условиях монополии.

Монополия возникает в том случае, когда количество продавцов сокращается на столько, что каждый продавец получает возможность влиять на общий объём предложения и, следовательно, на цену продаваемого товара.

При монополии продавцы в состоянии воздействовать на рынок, или манипулировать им, в собственных интересах за счёт общества в целом. Благодаря своей способности влиять на общий объём предложения монополисты получают возможность ограничивать производство определённого продукта, назначать более высокие цены на него, а зачастую и получать постоянную экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкретный уровень, прямо противоречат интересам потребителей. Монополисты не подчиняются желаниям и воле общества, как это делают конкурирующие продавцы. В той мере, в какой монополия подавляет конкуренцию, диктат продавцов подавляет диктат потребителей. При монополии ресурсы распределяются в интересах продавцов, стремящихся к получению прибыли, а не к удовлетворению интересов общества в целом. Монополия приводит к нерациональному распределению экономических ресурсов.

В Соединённых Штатах правительство пыталось управлять монополиями главным образом двумя способами.

1. Регулирование и собственность.

В «естественных монополиях», то есть отраслях, где технические и экономические факторы исключают рыночную конкуренцию, правительство создало общественные комиссии для регулирования цен и стандартов качества их услуг. К отраслям, которые в той или иной степени подвергаются такому регулированию, относятся транспорт, связь, электроэнергетика и другие предприятия коммунального хозяйства. А на уровне местных правительств распространена государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения.

2. Антимонопольные законы.

Почти на всех рынках эффективность производства может быть достигнута лишь при высоком уровне конкуренции. Поэтому федеральное правительство приняло ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., призванных поддерживать и укреплять конкуренцию как регулятор деловой активности.

Даже при наличии правовой базы для капиталистических институтов и в условиях конкуренции всё равно сохраняется необходимость в выполнении правительством дополнительных экономических функций. Рыночной экономике присущи определённые недостатки и ограничения, которые вынуждают правительство дополнять и модифицировать её деятельность.