Меню навигации

Особенности экономической системы Беларуси.

В I кв. 1999 г. достигла рекордного уровня доля населения с доходами ниже Минимального потребительского бюджета - 83,7%, доля же населения с доходами ниже прожиточного минимума (60% МПБ) составила 33%, а во II кв. 1999 г.-53,9%.[5. c.22]

Неустойчивое финансово-экономическое положение не могло не сказаться на уровне жизни населения. В настоящее время 78,8% населения располагают доходами на одного человека семьи ниже Минимального потребительского бюджета, а 46% - бюджета прожиточного минимума.[20. c.6]

Поворотной точкой для домохозяйств стали 1998 и 2000 гг. В 1998 г. произошло довольно резкое увеличение неравенства (с 25,8% до 28,2), после чего в 1999 г. резко выросла бедность (с 33% до 46,7%), а неравенство снова снизилось (до 26,9%). В 2001 г. наметился рост реальных доходов населения, однако бедность осталась практически на прежнем уровне.[38. c.6]

Можно сделать следующие выводы:

усиление проникновения правитель­ства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограни­чения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой эко­номической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сфе­рах экономики.

Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей частной собственности, даже по сравнению с бывшими респуб­ликами СССР, средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП, слабой ориентацией го­сударственных расходов на социальные нужды.[5.c.24]

Какие же альтернативы дальнейшего развития может избрать Беларусь? Обнищание населения в последние годы, кризисное состояние бюджетной, денежно-кредитной и валютной сфер экономики свидетельствует о вступле­нии республики в очередной глубокий социально-экономический кризис. Проявляться новая тенденция будет скорее всего в уменьшении вмешатель­ства государства в экономику на микроуровне, также очень возможны неко­торое усиление государственного регулирования на макроуровне и переори­ентация бюджетных средств на социальные нужды.[5.c.25]

Группой ученых государственных деятелей и практиков, разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет стратегию и тактику экономической политики, проводимой в РБ сегодня и в ближайшей перспективе.

Осуществление мероприятий Программы позволит:

приступить к активной фазе структурной перестройки

экономики —реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обеспечи­вающих достижение устойчивых темпов экономического роста, по­вышение эффективности функционирования экономики и более пол­ное удовлетворение потребностей населения в материальных и куль­турных благах и услугах. В результате улучшится отраслевая струк­тура ВВП: доля промышленности стабилизируется на уровне 26%, удельный вес сферы услуг увеличится с 40,5 в 2000 г. до 42% в 2005 г., доля сельского хозяйства уменьшится с 12,7 до 12%, а строитель­ства — с 5,7 до 5,5%.

В воспроизводственной структуре ВВП существенно увеличится доля валового накопления — с 22,8 до 27%, что обусловлено необ­ходимостью ускорения технического перевооружения и модерниза­ции экономики, реструктуризации прежде всего приоритетных отрас­лей и производств на основе внедрения современных технологий, машин и оборудования.

обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста.

Благодаря мобилизации внутренних источников финансовых ресурсов инвестиции в основной капитал за 2001—2005 гг. возрастут в 1,6—1,7 раза. Вало­вой внутренний продукт увеличится на 35—40%, продукция промыш­ленности — на 28—32, сельского хозяйства — на 22—28, продукция сферы услуг — на 40—45%, в том числе платных услуг населению — на 60—65%. В расчете на душу населения валовой внутренний про­дукт увеличится с 7,7 тыс. долл. США в 2000 г. до 10,7—10,9 тыс. в 2005 г. (по паритету покупательной способности 1999 г.);

повысить уровень жизни народа.

В прогнозируемый период предусматривается:

- улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно муж­чин, увеличить среднюю продолжительность жизни населения);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5