Меню навигации

Конкуренция в области продуктивности

Продуктивность факторов производства представляет собой гораздо более выигрышный масштаб для европейских позиций в мировой конкурентной борьбе, нежели цена факторов производства. На первый взгляд, это может относиться к продуктивности ресурсов. Энергия, сырье и вода используются в Европе значительно эффективнее, чем еще два десятилетия назад.

В целом Европа занимает хорошие позиции по показателю продуктивности использования своих ресурсов, и за счет этого она конкурентоспособна. Другие регионы мира, такие, как Россия, Китай или даже США, еще могут некоторое время позволить себе иметь относительно ресурсозатратную структуру производства. Но и там растущие издержки скоро будут подстегивать и заставлять позаботиться о значительно более высокой продуктивности. Благодаря этому открывается благоприятная возможность для тех европейских фирм, которые во всех этих областях развивали специальные технологии, процессы и продукты.

Достаточно высокий уровень продуктивности капитала становится все более важным в условиях глобализированной экономики, для которой характерны обильный приток инвестиционного капитала и примерно одинаково высокие для всех издержки капитала. К сожалению, этому обстоятельству до сих пор придавалось мало значения, что странно, так как у Европы здесь серьезная проблема. Излишний технический перфекционизм в продукте, такая же ненужная зарегулированность и традиция, согласно которой в сомнительных случаях важнее слово инженера, а не продавца, представляются важнейшими основаниями для этого. Если бы Европа смогла повысить продуктивность капитала, более значительными были бы положительные последствия для ее позиций в конкурентной борьбе; это привело бы к более высокой прибыльности, более быстрому обороту средств и к столь желаемому с точки зрения конъюнктуры оживлению потребительского сектора.

"Продуктивность государства" тоже может и должна быть улучшена. Объем и вид государственных действий имеет значение прежде всего не для экономистов, хотя это всегда их экономическое и финансовое воздействие. Вне всякого сомнения, можно было бы, даже если бы хотелось сохранить имеющиеся гарантированные государственные выплаты на существующем сегодня уровне, добиться этого существенно эффективнее, то есть продуктивнее. Еще лучше было бы незначительно снизить их уровень, что ввиду достигнутого уровня государственных "благодеяний" должно быть осуществимо без действительного ущерба.

Но в Европейском Союзе (ЕС) объем и структура государственного вмешательства будут и далее оставаться в ведении отдельных стран. Во всяком случае, это не делает менее актуальным призыв ко всем ответственным лицам улучшать продуктивность социальных достижений такого рода. Если этого не случится, будет потеряна столь важная для политики гибкость - с тяжелыми последствиями для конкурентоспособности Европы в мировом масштабе.

Что касается продуктивности труда, то Европа не может пожаловаться на нехватку статистических данных и аналитических работ. За ними зачастую теряется простой, но основополагающий факт: любая хорошо руководимая предпринимательская структура будет прилагать усилия по повышению продуктивности труда - совершенно независимо от уровня стоимости рабочей силы. При этом она будет делать это таким образом, чтобы не навредить своему перспективному развитию. И это развитие зависит также от наличия квалифицированного и высоко мотивированного ядра сотрудников.

Если Европа хочет остаться конкурентоспособной в масштабах всего мира, она должна принять во внимание эти истины. Процессы, которые приводят к повышению производительности труда, должны стимулироваться. Именно в этом заключается одно из существенных требований к ЕС после введения евро.