Меню навигации

Инвестиционная политика России в переходный период

Чтобы России выйти на устойчивую траекторию экономиче­ского роста, потребуется более динамичное наращивание инно­вационно-технологического обновления физически изношенного и обесцененного кризисом производственного аппарата. Таким образом, можно будет повысить конкурентоспособность отечест­венных товаропроизводителей. А для этого необходима стабиль­ная финансовая база расширенного воспроизводства, максималь­ное вовлечение в инвестиционную сферу национальных сбереже­ний. Прогнозы показывают, что выход на траекторию устойчиво­го экономического роста в России потребует увеличения масшта­ба накоплений в ВВП в 1,6-2 раза.

России сегодня нужна модель развития, ориентированная прежде всего на производство высокотехнологичной и наукоем­кой продукции. Это позволит добиться полной интеграции отече­ственной экономики в мировое хозяйство, повысить ее конкурен­тоспособность, обеспечить равноправное сотрудничество России с развитыми странами.

Можно выделить ряд потенциальных источников инвести­ций в российскую экономику.

а) Доходы предприятий, заблокированные в неплатежах. При этом только просроченные кредиторские долги составляли на начало 2000 г. 1,3 трлн.руб., что в 3 раза превышает объем всей денежной массы в стране.

б) Для оживления жилищного строительства необходимо ак­тивно развивать ипотечное кредитование. Можно расширить соз­дание кредитных союзов, кредитных потребительских кооперати­вов граждан, товариществ взаимного финансирования на вере.

в) Денежные сбережения населения являются основным ис­точником инвестиций в нормальной рыночной экономике. Они материализуются в средствах производства, а также трансформируются посредством финансовой инфраструктуры во вклады, ак­ции. облигации и другие активы. Однако, если в советский период до 70% финансовых активов населения приходилось на вклады в сбербанках и от 20% и более в наличных деньгах, то в 1997 г. в структуре финансовых активов населения иностранная валюта стала составлять от 58 до 61%, вклады (включая валютные) - 22-24%; денежная наличность - 13-14%, ценные бумаги - 4%[3].

В 1999 г. сбережения населения составляли 15% от ВВП, что уступает аналогичным показателям промышленно развитых стран. В то же самое время на руках у населения, по экспертным оценкам, находится 80-100 млрд. долл.

Государство должно стимулировать рост сбережений во всех секторах экономики и их скорейшую трансформацию в ин­вестиции на производство. Ряд экспертов считает, что именно в этом направлении можно изыскать примерно 3/4 средств для воз­рождения отечественной экономики.

г) «Сбежавший» за границу капитал, составивший по экс­пертным оценкам 150-300 млрд. долл. Получается парадокс: Рос­сия, для возрождения экономики которой так необходимы капи­талы, кредитует весь мир. Можно использовать опыт латиноаме­риканских стран (Бразилии, Аргентины) по возвращению в эко­номику страны «сбежавших» капиталов, предоставляя им госу­дарственные гарантии и режим наибольшего благоприятствова­ния при инвестировании. Но даже полная и безоговорочная ам­нистия «сбежавших» капиталов и их владельцев не даст ровным счетом ничего, если в России будет сохранен сегодняшний уpoвень инвестиционных рисков. Правительство должно оздоровить национальный фондовый рынок и превратить его в надежный инструмент привлечения внутренних и внешних капиталов в ре­альный сектор.

д) Источником капиталовложений могут служить иностран­ные инвестиции, но для них слишком высок инвестиционный риск. Этот источник еще слабо используется у нас в стране.

е) Следует шире привлекать банковские кредиты в произ­водственную сферу и прежде всего в инновации. Но российские банки в основном представляют собой центры краткосрочного инвестирования. Необходима реформа банковской системы, ко­торая позволила бы превратить их в инвестиционные банки, спо­собные финансировать реальный сектор экономики. Только у некоторых российских банков капитальная база отвечает между­народным стандартам, а крупные инвестиции могут делать лишь крупные банки.

ж) Финансово-промышленные группы (ФПГ), представляю­щие собой слияние предприятий, фирм, инвестиционных фондов, торговых предприятий, банков и др., становятся субъектами долгосрочной инвестиционной деятельности.

з) Источником дополнительных валютных доходов могут служить поступления от российского военного экспорта. По оценкам специалистов, Россия может поставлять на экспорт до 40% своей военной продукции, получая ежегодно доходы от 20-до 30 млрд. долл., как это было в советские времена. В настоящее время они составляют ежегодно около 5 млрд. долл.

и) Государство может взять на себя лишь частичную поддержку инвестиционных проектов (как правило, в виде государст­венных гарантий). Цель поддержки - дать стартовый импульс вы­сокоэффективным инвестициям, привлечь дополнительные ком­мерческие капиталы. Государство должно поддерживать так назы­ваемые «точки роста» в экономике: быстроокупаемые проекты в агропромышленном комплексе (АПК), легкой и медицинской про­мышленности и некоторые другие. Оно должно оказывать под­держку экспортной ориентации высокотехнологичных производств, несырьевым отраслям, работающим на удовлетворение внутреннего спроса, отраслям-лидерам НТП. Однако на Всероссийском Сове­щании по проблемам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) В.В.Путин заявил, что в последующие 10 лет ТЭК должен стать основным фактором роста отечественной экономики[4]. Это противо­речит тенденциям постиндустриальных экономик. Нужно помнить, что инновации становятся ключевым фактором рыночной конку­ренции и повышения эффективности производства И сегодня это единственно возможный выбор для нашей страны.

Перейти на страницу: 1 2 3