Меню навигации

Билеты по экономической теории

r19.gif (2986 bytes)

Теоретически понятие мультипликатора расходов помогает глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Мультипликатор действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода, в зависимости от расширения или сжатия инвестиций.

55. Инфляционный и дефляционный тип нарушения макроэкономического нарушения.

Инфляционный разрыв наступает тогда, когда инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций нет, размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.

Дефляционный разрыв наступает тогда, когда сбережения, соответствующие уровни полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, так как население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.

Эффекты инфляционного и дефляционного разрывов представлены на графике. Исходя из того, что национальный доход (НД) равен величине национального продукта (ВВП), а последний и есть совокупное предложение (АS). По мере роста национального дохода растет и совокупное предложение, что и отражает биссектриса (линия 45°).

r20.gif (3384 bytes)

Рис. 20. Эффекты инфляционного и дефляционного разрывов

Совокупный спрос (АD) – это уже известная нам линия С + I, т.е. национальный доход, используемый на инвестиционное и личное потребление. Точка Е, т.е. пересечение совокупных спроса и предложения и покажет нам уровень равновесия национального дохода – величину ON.

Но дело в том, что уровень полной занятости не обязательно совпадает с уровнем равновесия национального дохода (ОN). Линия F – линия полной занятости, может проходить и слева и справа от точки Е.

Когда уровень национального дохода, соответствующий полной занятости, составляет ОF1, совокупный спрос превышает совокупное предложение. Стрелкой показан инфляционный разрыв (ИР). Когда же НД, составляющий величину ОF2, превосходит уровень равновесия ОN, совокупное предложение будет больше совокупного спроса – стрелкой показан дефляционный разрыв (ДР.).

И, наконец, следует подчеркнуть, что эффект мультипликатора расходов может проявить себя не вообще в абстрактно взятой экономике, а лишь в условиях экономики неполной занятости ресурсов, поскольку при полной занятости неоткуда будет черпать дополнительные рабочие руки и производственные мощности.

56. Деньги, их сущность, функции, структура

денежного предложения.

Сущность денег.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, сущность проявляется в их функциях.

Классическая политэкономия выделяет:

мера стоимости

средство обращения

средство платежа

средство накопления

мировые деньги

Современная экономическая наука выделяет:

мера стоимости

средство обращения.

Деньги в качестве средства обращения выступают в форме монет и бумажных денег. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости поэтому не выполняют функцию золота. Количество бумажных денег, находящихся в обращении, должно соответствовать количеству золота необходимого для обращения. Если бумажных денег больше золота, то они обесцениваются, цены на товар повышаются, появляется инфляция. Бумажные деньги не могут быть сокровищем, т.к. не имеют собственной стоимости, но выступают средством накопления.

Виды денег:

металлические деньги (слитки, монеты)

бумажные деньги – специфика в том, что они не имеют внутренней стоимости и платежная сила придается законодательно

товарные деньги – системы, основанные на подобного рода товаров называются системами золотого стандарта

Перейти на страницу: 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31