Меню навигации

Проблемы и противоречия, возникающие в трансформационной экономике

На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней «истоме всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающемся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.

Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования иисттугов рыночной инфраструктуры, проведеяие антимонопольной политики и т.п.; во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее мас­штабов, сроков и форм проведения, опенка приватизируемого государственного имущества в тд/, в-третьих, крайне важное, - чего особенно недостает российской переходной экономике, — обеспечение правовой основы всех преобра­зований; в-четвертых, умелое проведение макроэкономической оолитики— кредитно-денежной, налоговой, политики доходов в Др.

Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет устранить падвостыо макроэко­номическое неравновесие, свойственное содержанию переходной экономики. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например, гипер­инфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста. Ряд стран Центральной и Восточной Европы решили эту задачу уже в 1993—1994 гг. Предварительным условием ее решения является создание благоприятной атмосферы для эко­номического роста: заинтересованности в производственных инвестициях, приемлемой ставки процента, низких тем­пов инфляции и т.п. Такие задачи решала российская экономика в 1995—1996 гг.

Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к рыночной является преодоление раз­вернувшегося инфляционного процесса, обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией ведется по двум основным направлениям: прекращение Центральным Банком финансирования дефицита государственного бюджета (т.е. по сути, чистой эмиссии денег) и обеспечение жесткой кредитно-денежной политики. В свою очередь, эти направления реализуются через два различных механизма: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный механизм (примененный в России) опирается в своем осуществлении на контроль за предложением денег и валютным курсом. Гетеродоксальный (примеиеиный в большинстве стран Центральной и Восточной Европы) добавляет к этим двум «якорям» (денежная масса и валютный курс) еще один — политика (деяндексация) доходов.

При известной непоследовательности в проведении политики финансовой стабилизации в итоге в российской экономике были обеспечены положительные результаты. С 1995 г. Центральный Банк не кредитует финансирование дефицита государственного бюджета (в 1994 г. такие кредиты в источниках финансирования составляли почти 80%). С сентября 1995 г. ужесточена кредитно-денежная политика. Все это привело к снижению темпов инфляции в 1996 г. до 2% и менее в месяц.

Перейти на страницу: 1 2 3