Меню навигации

Проблемы дефицита бюджета и государственного долга в современных экономических системах

За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения в соответствии, с которым СССР официально прекратил существование, 8 из 15 союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР ". В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписала с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяв на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Россия стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности.

За годы реформ после распада СССР доходы государства уменьшились, а расходы возросли многократно, спад производства, уход бизнеса в теневую экономику, привели к тому, что государственный долг возрос, а обслуживание его стало непосильной ношей для государства. Государственный долг составляет на 1 января 2002 года:

1) по внешнему долгу 138,1 млрд. долларов

2) по внутреннему долгу 531,1 млрд. руб.

Возникает вопрос, а что же составляет эти суммы? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть структуру и виды долга.

3.2

. Как мы уже знаем, государственный долг- это сумма , накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом, имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВНП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Долг различают по двум критериям:

1) по сроку

2) по месту выплаты

По сроку различают следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее тяжелым является краткосрочный, так как по нему вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

По месту выплаты различают внутренний и внешний долги.

Внутренний долг

- это долг своему населению, который приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия, которых могут быть весьма значительны.

Внутренний долг России, включает в себя задолженности по ГКО (государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа), ОГСЗ (облигации гос. сберегательного займа), реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. Отдельно стоят обязательства государства перед вкладчиками Сбербанка, лишившимися своих сбережений в связи с инфляцией, и обязательства по чекам на автомобили в конце 80-х годов. С 1992 г по 1994 г номинальная величина внутреннего государственного долга быстро росла за счет увеличения задолженности правительства Центральному банку. Высокая инфляция снизила реальный объем внутреннего долга с 21,7% ВВП на 1 января 1994 г. до 11,9% ВВП на 1 января 1996 г. В таблице отражена динамика развития внутреннего долга за последние годы в процентном соотношении к ВВП.

показатели  

1994 г

1995 г

1996 г

1997 г

1998 г

1999 г

внутренний госдолг

21,7

14,0

11,9

16,6

19,4

28,0

в том числе

задолженность по ценным бумагам

0,2

3,0

5,4

11,3

17,4

17,9

задолженность Центробанку

18,0

9,3

3,8

2,7

0,0

0,0

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12